Игра с полукона

Просмотров: 1087
Результат встреч городошников во многом зависит от умелой игры с ближней дистанции, с полукона. При игре с полукона надо избрать такую позицию и так« направить биту, чтобы одним ударом выбить как можно больше городков. Кроме того, необходимо создать товарищу по команде, играющему вслед, наиболее удобное положение для очистки квадрата от оставшихся городков.


Как же наиболее эффективно играть с полукона?
На рис. 1, 2 и 3 изображены так называемые скученные городки. Их надо выбить одной битой. Как это сделать? Лучше всего играть с некоторым отклонением биты от полного разворота. Это дает наибольший эффект.

Игра с полукона
Игра с полукона


В квадрате три городка (рис. 4). Как их выбить? Может быть, полным разворотом? Некоторые городошники поступают именно так. Но это малоэффективно. Скольжение биты (положение Б) по площадке незначительно, и, в лучшем случае, удается выбить только левый и задний (3) городки. Выгоднее направить биту переразворотом (положение А). Это при хорошем техническом исполнении позволит выбить сразу три городка: бита соприкасается сразу с двумя городками (1 и 2), а они, в свою очередь, при правильном расчете угла отклонения биты полетят в направлении третьего городка и собьют его.

Игра с полукона


Так выглядит квадрат (рис. 5) после неудачного броска по расположению городков, изображенных на предыдущем рисунке. Остались невыбитыми два городка (2 и 3). Как теперь играть? Переразворотом, разворотом или недоразворотом? Играть переразворотом (положение А) нет смысла: бита встретит ослабленное неравномерное сопротивление. Кроме того, продолжая вращение по инерции, она не сможет принять положение полного разворота и поэтому не захватит третий городок. Кладка полным разворотом (положение Б) также не эффективна, ибо исключается возмож-
ность выбить городок городком. Лучше всего применить недоразворот (положение В). При такой кладке бита подойдет к задней линии квадрата полным разворотом. Это обеспечит выбивание обоих городков.

Эти городки (рис. 6) часто играют полным разворотом, затрачивая две биты (положение А). Неэкономно! При игре кладка при таком варианте — недоразворот (положение В).

Можно выбить городок городком. Кладка при таком варианте — переразворот (положение Б), обеспечивающий выбивание двух городков сразу. Но играть надо с таким расчетом, чтобы ручкой выбить один и комлем второй городок.

Игра с полукона


Городки, показанные на рис. 7, называют «косыми». Лучше всего играть их переразворотом (положение А). Но как рассчитать удар, чтобы бита легла вровень с расположением городков? Игрок находится в 9 метрах от квадрата. Первый городок откатился от лицевой линии квадрата примерно на 50 см. Чтобы сохранить полный разворот биты, надо приблизиться на это же расстояние. При помощи биты определяем расстояние между городками: оно равно 60 см. Делим эту цифру на два. Итак, получается 30 см.

Отодвигаемся на это расстояние назад. Таким образом, играем с дистанции 9,30 м. Нацеливаться обязательно в дальний городок (2).
Расположение городков на рис. 8 напоминает то, которое было изображено на рис. 5. Только здесь впереди не один, а два городка. Это осложняет игру. Кладка недоразворотом (положение А) рискованна, но только она может обеспечить очищение квадрата от всех трех городков. Городошнику следует добиться максимально точного лобового или центрового попадания.

Кладка биты в положениях Б и В гарантирует выбивание только 1 и 2-го городка.
Городки 1 и 2 расположены на линиях, отстоящих в ширину на 1,5 м (рис. 9). Длина биты, как известно, не превышает метра. Казалось бы, выбить три городка одновременно не представляется возможным. Однако эту трудную задачу все же можно выполнить, применив кладку недоразворотом.
Играть надо, как говорят городошники, «с оттяжкой», увеличивая тем самым площадь поражения. Для этого городошнику необходимо сместиться как можно ближе к правой стороне планки полукона. Ручкой биты, находящейся в положении А, надо попасть (лобовым или центровым ударом) в городок. Направлять биту в цель нужно «с оттяжкой», с таким расчетом, чтобы она во время полета вращалась против часовой стрелки, а после падения, хотя и в замедленном темпе, но тоже продолжала вращение. Таким образом бита, брошенная недоразворотом, на пути своего продвижения примет на задней линии квадрата положение полного разворота. Это значительно увеличит площадь захвата.

Игра с полукона


И, наконец, рис. 10. Здесь городок 1 расположен по центру передней линии, 2 и 3 — по углам задней линия квадрата. Можно ли эти три городка выбить одной битой? С первого взгляда, трудно, но, как показывает опыт, вполне возможно. Второй городок выбивается битой, а третий — первым городком. Как видим, при этом сочетаются два приема— «оттяжки» и «дуплета». Бита в этом случае кладется недоразворотом.

Мы привели несколько вариантов наиболее эффективной игры с полукона. Разумеется, они далеко не исчерпывают всех возможностей игрока. Но успешное применение этих приемов возможно лишь при достаточно умелом техническом исполнении. Не жалейте времени на совершенствование техники, товарищи городошники! Ваши усилия окупятся с лихвой.

И. ФИЛАТОВ,

Городки СССР

  • Обратная связь

Городошный спорт

1955, 1959, 1960, 1961, 1962, 1965, 1966, Александр Богданов, Александр Маркин, Александр Соенко, Алексей Воронин, Алексей Соколов, Анатолий Александров, Анатолий Никитин, Анатолий Рябцев, Вениамин Дроздов, Виктор Гвоздков, Виктор Горбунов, Виктор Дудаков, Виктор Пугачев, Виктор Сташинский, Виля Пирожков, Владимир Елиферов, Владимир Герасимов, Владимир Гриневич, Владимир Карнатовский, Владимир Кузовщиков, Владимир Ромашин, Георгий Рахмалевич, Дмитрий Кабанов, Иван Карнатовский, Иван Комиссаров, Иван Коробкин, Иван Петрович Павлов, Иван Сердюк, Иван Филатов, Иван Яковлев, Игорь Якубов, Кубок СССР по городошному спорту, Михаил Сорокин, Михаил Туманов, Михаил Щукин, Николай Боев, Николай Дураков, Николай Иванов, Николай Карнатовский, Николай Малафеев, Николай Малофеев, Николай Раевский, Николай Фурс, Олег Бура, Павел Демичев, Павел Хаванский, Петр Строков, Семен Громов, Сергей Семенов, Сергей Филиппов, Спартакиада народов РСФСР, Станислав Харитонов, Тимофей Кузнецов, Федор Журавлев, Чемпионат СССР по городошному спорту, Юрий Дьяконов, Юрий Карнаухов, Яков Видясов, бита для городков, бросок городки, всесоюзная секция городошного спорта, городошная тактика, городошный юмор, инвентарь для городошного спорта, командное первенство СССР по городошному спорту, лапта, мастер спорта СССР по городошному спорту, осаливание, первенство Москвы по городошному спорту, первенство СССР по городошному спорту, секция городошников автомобильного завода Лихачева, федерация городошного спорта СССР, чемпионат РСФСР по городошному спорту, чемпионат РСФСР по лапте, чемпионат России по лапте

Городки игра