ГОРОДКИ, ГОРОДКИ — ИСКОННО РУССКАЯ ИГРА!

Просмотров: 523
ТАК НАЧАЛАСЬ первая радиопередача из Горького в июле позапрошлого года, когда там проходили финальные соревнования III Спартакиады народов РСФСР, Начиная разговор о городках — об этой подлинно народной игре,— нельзя не вспомнить имен Александра Невского и Александра Суворова, Льва Толстого, Максима Горького, Ивана Петровича Павлова. Все они были страстными любителями городков. Иван Петрович Павлов много раз был чемпионом Рязани, города, в котором он родился и прожил большую часть своей жизни. Спортсмены-городошники Рязани свято чтут память о своем великом земляке и каждый год разыгрывают приз его имени.

В прошлые времена в городки играли по праздничным дням, на ярмарках и народных гуляньях. Играли без всяких правил — как условятся, договорятся «соперники»,— и обычно игра завершалась «катанием» победителя на спине у побежденного.
Лишь в 1923 году городошники впервые выработали правила игры. Были установлены площадь квадратов, расстояние «кона» и «полукона» от лицевой линии «города», определены размеры бит и городков, а позже — введена «штрафная» линия.
Тогда же, в начале двадцатых годов, в Москве была создана городская секция, которая стала не только организатором городских соревнований, но и возглавляла развитие городошного спорта во всей стране.
Первый чемпионат страны по городкам был в 1936 году. Чемпионат проводился в центре шахтерского края в городе Донецке. В играх участвовали сильнейшие спортсмены союзных республик, Москвы и Ленинграда. Первым чемпионом СССР стал москвич Т. И. Ермилов, а командными чемпионами — сборная Москвы.


Но еще задолго до первого чемпионата страны на многих фабриках и заводах стали создаваться городошные секции. В Москве одной из первых была секция городошников автомобильного завода. Она возникла в 1932 году. Ее организаторами были Владимир Грине-вич и Сергей Владимиров. И с тех пор городошники Московского автозавода становятся непременными участниками всех общегородских соревнований. Особенно памятным для автозаводцев остался 1940 год, когда их лидер, тогда еще совсем молодой Семен Громов, стал чемпионом страны. Успех не вскружил головы заводским спортсменам. Главное свое внимание они сосредоточили на работе со спортивной молодежью. На заводе были созданы детские и юношеские команды. Впоследствии они дали своему коллективу замечательных спортсменов.

Заводская секция росла, крепла. Семен Громов, братья Сергей и Александр Филипповы, Иван Комиссаров, Сергей Бухарин, Саша Кузнецов, Владимир Гриневич и Сергей Владимиров составляли ее основной костяк. Из их рядов вышли первые мастера спорта — Громов и Комиссаров.
В годы Великой Отечественной войны многие спортсмены-городошники ушли на фронт. Среди них был и чемпион страны Семен Громов.
Бои шли под Москвой. В цехах автозавода самоотверженно трудились спортсмены Гриневич, Владимиров, Комиссаров, братья Филипповы и многие другие. Но даже в эти тяжелые дни Владимир Гриневич не забывал о городках. Играли около-цеха, по нескольку минут, чтобы размяться, чтобы с новой силой вернуться к станку.

За годы войны сильно выросла производственная квалификация спортсменов-городошников. Гриневич стал мастером по ремонту оборудования, Владимиров и Комиссаров —. бригадирами, повысили свои профессиональные знания Бухарин, Кузнецов, братья коммунисты Сергей и Александр Филипповы были лучшими в арматурном цехе.

Кончилась война, и городошники автозавода становятся неоднократными призерами московских чемпионатов и обладателями многих переходящих призов.
Сейчас все это стало уже историей, но как не вспомнить, к примеру, чемпионат страны 1947 года! Съехались мы тогда в Саратов. Надо начинать соревнования, а места не подготовлены. Решили играть на асфальте. На одной из центральных площадей города оборудовали площадки. Места для игры обнесли канатами, на асфальте нарисовали «города», «коны» и «полуконы». И начали играть.

Результаты низкие. «Кон» и «полу-кон» должны иметь земляное покрытие, чтобы спортсмен имел нужный упор. Лидер автозаводцев Громов не растерялся. Он надевает на левый ботинок шерстяную рукавицу и обеспечивает себе необходимый упор. Находчивость Громова помогла ему стать обладателем серебряной медали чемпионата страны.

1949 год был юбилейным для московских автомобилестроителей. Завод-гигант праздновал свое двадцатипятилетие. Эту славную дату физкультурники автозавода решили отметить спортивными успехами. Почин положили футболисты. Они стали обладателями Кубка СССР. Порадовали и городошники. Семен Г ромов вернул себе звание чемпиона страны, а Василий Крылов в составе II сборной Москвы завоевал золотую медаль командного первенства страны. Тогда же Семену Илларионовичу Громову было присвоено звание заслуженного мастера спорта. Так родился первый в стране заслуженный мастер в городошном спорте!

Шли годы, и выросло новое поколение автозаводских городошников. Выросли и соперники — коллективы «Спартак» и «Динамо». Отставать нельзя! А тут еще новшества в правилах игры: разрешено делать биты из нескольких составных частей, сокращено расстояние пригорода. Появились первые официальные рекорды в личной и командной игре. Был установлен новый норматив мастера спорта: на 90 фигур — 168 бит. Все это ко многому обязывало городошников автозавода. Надо было удержать и приумножить славу коллектива.

Тренировкам автозаводских спортсменов были приданы новые формы.
— Главное теперь — овладеть новой техникой игры,— внушал своим питомцам Владимир Гриневич.— Партии проигрываются с полукона!
На тренировках стало обязательным выбивание по-разному расположенных городков с полукона. Многим это давалось не сразу. На помощь тренеру пришли ветераны завода и его спорта — Громов, Филиппов, Комиссаров. Новая техника стала покоряться настойчивости и спортивному трудолюбию. Коллектив мужал, росло мастерство его игроков.

Секция решила усовершенствовать свою площадку — устроить на ней металлическое покрытие. Литейщики за-формовали и выдали на-гора необходимые плиты. В механическом цехе их прострогали, придали идеальную поверхность. И вот, под руководством Гриневича новое покрытие смонтировали на городошной площадке. На ее открытие съехались все ведущие мастера городошного спорта столицы — гости из «Металлурга», «Спартака», «Динамо». Собрался и весь коллектив городошников автозавода.
Право первых ударов на новой площадке предоставили ее создателям — заслуженному мастеру спорта Семену Громову и тренеру-общественнику, бессменному руководителю коллектива Владимиру Гриневичу.
Замечательная игра проходила в тот вечер! Болельщики увидели мастерские броски ведущих снайперов городошных баталий, ныне заслуженных мастеров спорта Николая Цицинова и Петра Строкова («Металлург»), Виктора Дудакова и Александра Богданова («Спартак») и многих других. Не ударили в грязь лицом и хозяева площадки.

Тем временем молодая спортивная поросль пробивала себе дорогу, и вскоре на автозаводе заговорили о «тройке с Арбата». Так называли их старшие товарищи, потому что они действительно все трое жили на Арбате. С детского возраста полюбили они городки. Их первым наставником был заслуженный мастер спорта Тимофей Иванович Ермилов, руководивший тогда секцией городков ЦДКА. Вожаком среди них был ученик ремесленного училища автозавода Алеша Воронин. Светлоголовый кудрявый парнишка, он стал всеобщим любимцем, а его друзья Митя Кабанов и несколько флегматичный Володя Кузовщиков всегда были рядом и во всем брали пример со своего вожака. «Тройка с Арбата» стала защищать спортивную честь завода. Играли за первую команду, а потом и за команду мастеров, хотя и не имели этого звания. Но уже тогда под руководством Владимира Гриневича все трое уверенно выполнили нормативы мастера спорта. Вскоре «арбатская тройка» вошла в состав сборной столицы.

Чемпионат СССР 1961 года начался с личных игр. В первый же день соревнований лидерство захватил спортсмен из клуба ЦВСК ВМФ Александр Шпи-лев. В третьем туре жребий свел Шпи-лева с Володей Кузовщиковым. Оба хотя и молоды, но отлично владеют битой. Участники и болельщики напряженно следят за поединком. Шпилев близок к новому рекорду на 15 фигур. Им брошено всего 16 бит, а в квадрате осталось 2 городка последней фигуры «письмо».

Все замерли в ожидании. Бросок и... выбит лишь один передний городок. Чтобы закончить партию, потребовалась 18-я бита. Нового рекорда не получилось — было лишь повторение старого.
Володю Кузовщикова не смутили точные удары партнера, и он тоже достиг замечательного результата — 19 бит на 15 фигур.
В личном первенстве Шпилев завоевывает звание чемпиона страны с новым рекордом на 90 фигур — 123 биты. Серебряным призером становится Кузовщиков.

В игру вступают команды. Автозаводцы со старта начали набирать заветные очки. Но вдруг срыв и неожиданное поражение от городошников Ярославля. Это повлияло и на следующую встречу — автозаводцы проигрывают сильной команде Высоковской фабрики.
Казалось бы, все потеряно. Но ветераны — спортивная гвардия завода — не падают духом. Владимир Гриневич собирает команду, каждому говорит о его ошибках и в каждого вселяет спокойствие, уверенность.

— Ромаиыч нас не ругал,— говорили спортсмены после чемпионата,— а по-деловому, спокойно делал каждому замечания, подсказывал план борьбы.
Итог командных встреч оказался неожиданным. Коллективы — автозаводцы, ЦДСК ВМФ, городошники Высоковской фабрики — набрали по 10 очков и поделили первые места. По условиям соревнования они вновь встретились между собой, и автозаводцы, блеснув мастерством, победили обоих соперников. Команда автозавода стала чемпионом страны и установила два новых всесоюзных рекорда в командной игре: 41 бита на 30 фигур и 63 биты на 45 фигур. Спортивную честь автозавода защищали Кузовщиков, Громов, Кудреванов, Бухарин, Кабанов и Воронин.
Многим из автозаводских городошников уже были присвоены звания мастеров спорта. Но среди них не было их бессменного тренера и руководителя Владимира Романовича Гриневича. Ему уже трудно было тягаться с молодежью, но норма есть норма, и, чтобы стать мастером, ее надо выполнить.
Заводские городошники готовились к личному первенству Москвы 1961 года. Владимир Романович решил участвовать в этих соревнованиях. Тренеру помогали его ученики, к тому времени уже «ходившие» в мастерах. Горячее желание и настойчивость принесли свои плоды: Владимир Романович выполнил норму мастера. И произошло это в день его пятидесятилетия.

Теперь среди городошников Автозавода им. Лихачева 19 мастеров спорта. Лучшие из них стали непременными участниками сборных команд столицы. Честь Москвы не раз защищали Кузовщиков, Кабанов, Воронин, Громов, братья Филипповы, Бухарин. В списки сильнейших городошников страны прочно вошли имена «тройки с Арбата» — Владимира Кузовщикова, Дмитрия Кабанова и Александра Воронина.
Многие командные рекорды страны установлены с участием автозаводцев. Рекорд на 15 фигур 18 бит установлен третьей сборной командой Москвы. В ее составе автозаводцы Кудреванов и Воронин. Рекорд же на 30 фигур 40 бит достигнут сборной командой «Труд» с участием автозаводца Кузовщикова, рекорд на 45 фигур 63 биты полностью принадлежит команде мастеров автозавода.

Успехи этого коллектива неразрывно связаны с именем его руководителя, заслуженного тренера СССР Владимира Гриневича. За 33 года работы он воспитал 18 мастеров спорта и целую армию спортсменов-разрядников.

Вл. НИКУЛИН, председатель Федерации городошного спорта СССР,
инженер автозавода им. Лихачева

Городки СССР

  • Обратная связь

Городошный спорт

1955, 1959, 1960, 1961, 1962, 1965, 1966, Александр Богданов, Александр Маркин, Александр Соенко, Алексей Воронин, Алексей Соколов, Анатолий Александров, Анатолий Никитин, Анатолий Рябцев, Вениамин Дроздов, Виктор Гвоздков, Виктор Горбунов, Виктор Дудаков, Виктор Пугачев, Виктор Сташинский, Виля Пирожков, Владимир Елиферов, Владимир Герасимов, Владимир Гриневич, Владимир Карнатовский, Владимир Кузовщиков, Владимир Ромашин, Георгий Рахмалевич, Дмитрий Кабанов, Иван Карнатовский, Иван Комиссаров, Иван Коробкин, Иван Петрович Павлов, Иван Сердюк, Иван Филатов, Иван Яковлев, Игорь Якубов, Кубок СССР по городошному спорту, Михаил Сорокин, Михаил Туманов, Михаил Щукин, Николай Боев, Николай Дураков, Николай Иванов, Николай Карнатовский, Николай Малафеев, Николай Малофеев, Николай Раевский, Николай Фурс, Олег Бура, Павел Демичев, Павел Хаванский, Петр Строков, Семен Громов, Сергей Семенов, Сергей Филиппов, Спартакиада народов РСФСР, Станислав Харитонов, Тимофей Кузнецов, Федор Журавлев, Чемпионат СССР по городошному спорту, Юрий Дьяконов, Юрий Карнаухов, Яков Видясов, бита для городков, бросок городки, всесоюзная секция городошного спорта, городошная тактика, городошный юмор, инвентарь для городошного спорта, командное первенство СССР по городошному спорту, лапта, мастер спорта СССР по городошному спорту, осаливание, первенство Москвы по городошному спорту, первенство СССР по городошному спорту, секция городошников автомобильного завода Лихачева, федерация городошного спорта СССР, чемпионат РСФСР по городошному спорту, чемпионат РСФСР по лапте, чемпионат России по лапте

Городки игра