С ПОЛУКОНА

Просмотров: 598
городошный спорт: Иван Коробкин
НЕРЕДКО СПОРТСМЕН, бросая биту с кона по городошному квадрату, не выбивает всей фигуры. На поле остается несколько городков. Как их выбить?
Для того, чтобы хорошо играть в городки, надо в совершенстве владеть техникой игры с полукона. Многолетняя практика городошных соревнований показала, что часто партии проигрываются из-за плохой игры с полукона. Рассмотрим (несколько типичных положений, создающихся в партиях, когда спортсмен играет с полукона.


С ПОЛУКОНА


Прежде всего надо выбрать позицию у полукона. Если оставшиеся городки лежат на лицевой линии квадрата, то выбивать их надо с постоянного места. Если же городки откатились, но лежат параллельно лицевой линии, то для броска битой надо подойти поближе на такое расстояние от постоянного места, на которое городки откатились. Если же передняя граница полукона уже не позволяет подходить ближе, то можно и отойти назад, но так, чтобы отступление от постоянного места и откатка городков в сумме составила расстояние в три метра.

Но вот городки разбросаны по квадрату. Тут определять место для броска, подходить или отходить, передвигаться ли к боковой планке, в какую сторону и на какое расстояние, найти точку прицеливания — все это надо делать с учетом конкретного расположения городков.

Любая бита, упав на площадку, продолжает совершать двоякое движение: вперед и вокруг центра тяжести. Концы биты движутся с различной скоростью: комель движется медленнее, а ручка быстрее. В полете же, наоборот, комлевый конец биты опережает ручку. И чем он тяжелее, тем быстрее движется вперед, тем большее расстояние проходит бита за время оборота. И чем легче комель, тем медленнее он движется, тем быстрее бита совершает оборот.

Центр тяжести биты никогда не бывает на половине ее длины. Чем тяжелее комель биты, тем длиннее ее плечо в сторону ручки и тем большую окружность это плечо описывает после броска. Чтобы большее плечо вращалось быстрее, спортсмен должен вложить дополнительную силу в бросок. В то же время биту следует всегда бросать с одинаковой силой. Только при этом условии броски окажутся точными: бита будет попадать точно в цель.
При игре битами с разным расположением центра тяжести спортсмен вынужден делать броски не с постоянного места, а подходить ближе или отходить несколько назад, чтобы положить биту в цель. То же самое приходится делать, если сила бросков не одинакова. Следовательно, место броска, пригодное для одного городошника, может оказаться совершенно непригодным для другого.

Общий принцип выбивания городков с полукона: если ближний городок находится справа, то бросок совершают от правой планки с подходом; если же городок слева, то биту бросают от левой планки с отходом. Чем больше конус биты, тем меньше приходится подходить и больше отходить. И, наоборот, чем меньше конус биты, тем больше подход и меньше отход.

Все сказанное относится к битам, изготовленным в соответствии с правилами соревнований. Если же вы играете битой-ползунком, сделанной по рекомендации Воронцова, то придерживаться общего принципа игры с полукона необязательно, так как бита-ползунок не прыгает, В этом случае от игрока требуется одно: бросить биту так, чтобы она развернулась на нужном месте.
Если бита ударится о городок ручкой, ее вращение замедлится. Когда же бита ударяется серединой, быстрота вращения остается прежней. При ударе о городок комлем вращение биты ускоряется.

Спортсмен решает, какая скорость вращения биты требуется в данный момент, и с учетом этого выбирает место для броска и точку прицеливания, то есть ту точку, куда бита должна лечь своим центром тяжести.

Если игрок при броске с подходом целится в первый городок, то бита может лечь либо на городок, либо переле-
теть через него. Поэтому биту выгоднее бросать не под первый городок, а несколько левее. В этом случае бита, упав с недоразворотом, разворачиваясь, обязательно выбьет первый городок, а затем, продолжая вращение, выбьет и второй городок.

Выбор наиболее выгодной точки прицеливания очень важен при броске по любому расположению городков. При выбивании от левой планки (с отходом) точку прицеливания выгоднее выбирать против дальнего городка. Если же дальний городок можно выбить только вторым разворотом биты, то цель выносят вправо, чтобы по первому городку ударить концом комля.
Бывает, городки расположены так, что выбить их одной битой невозможно. Опытный спортсмен делает здесь удар дуплетом. Посылает биту так, чтобы ложась недоразворотом или переразворотом, она ударила первый городок, послав его точно во второй городок. Но если удар придется концом ручки, городок поднимется в воздух и перелетит через второй городок, не выбив его. Поэтому надо постараться удар по первому городку нанести оковкой или краем оковки.

Как положить биту под нужным углом к лицевой линии? Прежде всего нужно определить расстояние подхода или отхода. Это расстояние (обозначим
его иксом) равно произведению величины полуоборота биты данного городошника на величину угла, под которым надо положить биту, деленному на 180 (половина окружности в градусах). Это обозначим формулой х = ав:180, зная, например, что полуоборот биты составляет три метра, угол, падения биты 45 градусов, получим х = 3X45:180, что равно 3Д метра или 75 сантиметрам. Помните, невозможно правильно определить расстояние подхода или отхода без учета величины полуоборота биты. Стоит забыть эту истину, и ваша бита не выбьет всех городков.

Если в квадрате остались три или четыре городка и расположены они так, что бита всех вместе их не захватывает, точку прицеливания следует выбрать с таким расчетом, чтобы одни городки выбить битой, а другие городками.
Когда же спортсмен считает, что все городки можно выбить одной битой, он решает, как положить биту, в какую сто-
рону она отклонится после удара, на каком месте развернется. В зависимости от всего этого он определяет, с какого места ему бросать биту, подходить или отходить.

Многие городошники перед броском ловят городок на конец комля или ручки. От такого прицеливания толку мало. Ловя взглядом городок на ручку, игрок вынужден положить биту полным разворотом. Если же перед броском смотреть на городок, то бита обязательно ляжет под него центром.
Имейте в виду, бита, брошенная от правой планки, сдвигаясь влево после удара по площадке, как бы удлиняется примерно на 10 см, а при броске от левой планки сокращается на 10 см.

Место броска и точку прицеливания для каждого расположения городков определяйте на тренировке.

И. КОРОБКИН, судья всесоюзной категории

Городки СССР

  • Обратная связь

Городошный спорт

1955, 1959, 1960, 1961, 1962, 1965, 1966, Александр Богданов, Александр Маркин, Александр Соенко, Алексей Воронин, Алексей Соколов, Анатолий Александров, Анатолий Никитин, Анатолий Рябцев, Вениамин Дроздов, Виктор Гвоздков, Виктор Горбунов, Виктор Дудаков, Виктор Пугачев, Виктор Сташинский, Виля Пирожков, Владимир Елиферов, Владимир Герасимов, Владимир Гриневич, Владимир Карнатовский, Владимир Кузовщиков, Владимир Ромашин, Георгий Рахмалевич, Дмитрий Кабанов, Иван Карнатовский, Иван Комиссаров, Иван Коробкин, Иван Петрович Павлов, Иван Сердюк, Иван Филатов, Иван Яковлев, Игорь Якубов, Кубок СССР по городошному спорту, Михаил Сорокин, Михаил Туманов, Михаил Щукин, Николай Боев, Николай Дураков, Николай Иванов, Николай Карнатовский, Николай Малафеев, Николай Малофеев, Николай Раевский, Николай Фурс, Олег Бура, Павел Демичев, Павел Хаванский, Петр Строков, Семен Громов, Сергей Семенов, Сергей Филиппов, Спартакиада народов РСФСР, Станислав Харитонов, Тимофей Кузнецов, Федор Журавлев, Чемпионат СССР по городошному спорту, Юрий Дьяконов, Юрий Карнаухов, Яков Видясов, бита для городков, бросок городки, всесоюзная секция городошного спорта, городошная тактика, городошный юмор, инвентарь для городошного спорта, командное первенство СССР по городошному спорту, лапта, мастер спорта СССР по городошному спорту, осаливание, первенство Москвы по городошному спорту, первенство СССР по городошному спорту, секция городошников автомобильного завода Лихачева, федерация городошного спорта СССР, чемпионат РСФСР по городошному спорту, чемпионат РСФСР по лапте, чемпионат России по лапте

Городки игра