Словом и показом

Благородны цели советского физкультурного движения. Сейчас, в. период развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране, оно призвано помогать формированию нового человека с коммунистическими чертами характера, привычками и моралью, человека, гармонически сочетающего духовное богатство и моральную чистоту с физическим развитием. Для многих миллионов советских людей спорт стал верным спутником в жизни, источником бодрости, жизнерадостности, трудоспособности и долголетия. Этот 'источник доступен и открыт для каждого советского человека, но далеко не все черпают из него силы и радость спортивных упражнений. Много еще у нас не-поднятой физкультурной целины и огромны возможности дальнейшего расширения рядов физкультурников и спортсменов!

Союз спортивных обществ и организаций СССР, суммировав обязательства коллективов физкультуры и местных советов Союза, поставил задачу: добиться к концу семилетки удвоения-утроения числа физкультурников, с тем чтобы в 1965 году физической культурой и спортом занималось в нашей стране не менее 50 миллионов человек. За семилетие физкультурные организации должны подготовить 17 миллионов спортсменов-разрядников и 30 тысяч мастеров спорта. Эти цифры нашей спортивной семилетки и короткие сроки их воплощения в жизнь поражают воображение зарубежных знатоков мирового спорта, но они реальны, как реальны любые планы, разработанные в Стране Советов. Эти цифры знаменуют новый мощный расцвет физической культуры советского народа и являются еще одним ярким и убедительным свидетельством неизмеримых преимуществ советского государственного и социалистического общественного строя.

Нет сомнения, что физкультурные организации, опираясь на творческую инициативу и самодеятельность самих физкультурников, с широкой помощью профсоюзов и комсомола с честью решат эту большую и трудную задачу. Но успех ни в каком деле не приходит сам собой. Его надо добыть! И тут чрезвычайно важным подспорьем в борьбе за массовость физкультурной движения и повышение мастерства спортсменов должна стать пропаганда физической культуры и спорта среди населения. Успех во многом зависит от действенности этой пропаганды, от того, насколько широко, глубоко и доходчиво она ведется.

Многообразны формы и многочисленны средства спортивной пропаганды. В ее арсенале — живое и печатное слово, экран кино и телевизора, фотомонтаж и сатирический рисунок, витрина с призами и непосредственный показ спортивного мастерства. В нз-шей стране издается 12 спортивных газет и 10 журналов с разовым тиражем около двух миллионов экземпляров. Спортивная тематика находит место и на страницах общей печати. Только центральные издательства ежегодно выпускают в свет более 400 книг и брошюр по спорту общим тиражем 12 миллионов экземпляров. Регулярны спортивные передачи по радио и телевидению. Киностудии выпускают все больше учебных, хроникальных й научно-популярных фильмов о спорте

Достаточен ли размах всей этой пропаганды? Безусловно нет! Ее действенность была бы куда больше и влияние нз развитие спорта ощутимее, если бы она сочеталась с широкой пропагандой, проводимой непосредственно физкультурными коллективами на предприятиях, в учебных заведениях и колхозах. К сожалению, советы большинства физкультурных коллективов очень слабо и редко используют это острое оружие. Пропаганду в большинстве коллективов считают второстепенным делом и занимаются ею лишь от случая к случаю, малыми дозами. Это большая ошибка, тормозящая движение коллектива вперед. Во всех ли коллективах созданы секции или комиссии по пропаганде? Лишь в очень немногих. А ведь только такие секции, объединил лучших пропагандистов, в состоянии коллективным умом и усилиями сдвинуть воз с места. Сколько интересных доходчивых форм пропаганды могут придумать инициативные люди, чувствуя ответственность за порученное им общественное дело!

Руководители иных физкультурных коллективов непрочь похвастать тем, что провели за год «два физкультурных вечера, вывесили фотозитрину, устроили две-три лекции». А разве секцию пропаганды смог бы удовлетворить такой малый объем работы? Конечно, нет. И она бы не отказалась от организации физкультурных вечеров, фотовитрин и от услуг приглашенных лекторов, но сделала бы все это много интереснее и доходчивей. Лектору, который, скажем, в своей лекции о международных победах советского спорта хочет рассказать об успехах наших команд на чемпионате мира по волейболу в Рио-де-Жанейро, секция подобрала бы материалы о состоянии волейбольных дел в своем коллективе, о достижениях и недостатках своих волейболистов. И интерес слушателей к этой лекции сразу бы позы-смпгя Грамма гьпино ппиппр^лл бы к чтению лекций и мест-
ные силы— педагогов, тренеров, врачей, активистов. Эти люди знают коллектив, его нужды и заботы, его радости и печали. Используя общие пропагандистские материалы, они не уйдут и от конкретной жизни коллектива, отметят местные достижения, покритикуют недостатки, назовут имена знакомых слушателям людей, товарищей по труду и учению. И спортивный лектор будет уже не редкой диковинкой, а частым и всегда желанным гостем и в клубе, и в красных уголках, и в молодежных общежитиях.

Работая в контакте с клубом или Дворцом культуры, секция пропаганды могла бы вдохнуть в его жизнь спортивное содержание. Организовать, например, в фойе или коридорах постоянную, периодически обновляющуюся, спортивную выставку. Посетитель клуба с интересом познакомился бы со сравнительными таблицами рекордов СССР, своего города и завода, с итогами заводской спартакиады, с результатами участия заводских команд в городских соревнованиях, с ходом подготовки на ззвэде и в цехах значкистов ГТО и разрядников. Привлекла бы внимание посетителей клуба и портретная галерея чемпионов и рекордсменов завода, лучших местных спортсменов, добившихся наивысших достижений в городских и всесоюзных соревнованиях. Такого же типа малые выставки-стенды можно бы установить и в цеховых красных уголках. Увидеть свой портрет на таком стенде — большая честь для спортсмена. Это надо заслужить: стать чемпионом или рекордсменом цеха. И если под портретом будет указан спортивный результат спортсмена, то у многих его товарищей по цеху появится мысль: «А как бы мне опрокинуть этот рекорд!». И пусть пытаются. Спорт от этого только выиграет.

Значительно чаще можно использовать в целях спортивной пропаганды и клубную сцену. Помимо традиционных физкультурных вечеров, демонстрацию мастерства лучших спортсменов (гимнастов, тяжелоатлетов, борцов, боксеров, акробатов) следовало бы включать и в программу концертов художественной самодеятельности. А раззе зрители будут возражать, если увидят во время концерта финальный матч сильнейших в коллективе игроков, оспаривающих кубок завода по настольному теннису?

Секции пропаганды должны завязать дружбу и с библиотеками, помочь им подбирать нужную спортивную литературу, подсказать, какие новые книги следует заказать в книжном магазине, оповестить спортсменов о наличии в библиотеке учебных пособий и руководств.

Физкультурники цехов, гордясь своими успехами в соревнованиях, сами делают застекленные витрины и выставляют в них призы, дипломы и грамоты, завоеванные цеховыми командами. Эта гордость законна. Но как порой безлики эти витрины! За кубками и призовыми вазами не видно людей, которые своим тренировочным трудом и ратным подвигом в спортивной битве добыли цеху эти награды. «Команде, завоевавшей перзоэ место в соревнованиях по волейболу». Сухо, лаконично. А ведь команда— это мивые люди. И они достойны того, чтобы их знали. Будет правильным вручать грамоту не только команде в целом, но и каждому ее игроку в отдельности. И лучше всего это делать публично и торжественно в самом цеху, выстраивая команду под спортивным знаменем. Кстати, в такой же торжественной обстановке следует вручать спортсменам разрядные значки и значки ГТО.

Спортивные соревнования считаются лучшей формой пропаганды. Но это только тогда, когда соревнования проводятся четко, организованно, празднично, в присутствии зрителей. И надо делать все для того, чтобы привлечь зрителей на соревнования — оповестить о них расклейкой объявлений и афиш, через радиосеть и в местных газетах. Надо помочь зрителю разобраться в том, что происходит на футбольном поле, беговой дорожке или на игровой площадке. Специально выделенный судья-ком-ментатср через радиоусилители может информировать зрителей о составе команд, игроках, их прежних достижениях, о правилах состязаний, объяснить, чем вызвано то или иное решение судьи на поле.

Разумно использовать стечение зрителей на футбольных матчах для пропаганды других видов спорта, устраивая в перерыве между таймами и после матча показательные встречи волейболистов, баскетболистов, забеги легкоатлетов, выступления акробатов и гимнастов. Так каждый футбольный матч можно превратить в подлинный комплексный спортивный праздник.

Активисты, конечно, найдут и многие другие методы яркой убеждающей пропаганды.

Сочетая в спортивной пропаганде живое слово с показом лучшего, что есть в нашем спорте, физкультурные организации смогут быстрее воплотить в жизнь наказ Коммунистической партии— добиться, чтобы физкультура и спорт прочно вошли в быт советских людей.

Городки СССР

  • Обратная связь

Городошный спорт

1955, 1959, 1960, 1961, 1962, 1965, 1966, Александр Богданов, Александр Маркин, Александр Соенко, Алексей Воронин, Алексей Соколов, Анатолий Александров, Анатолий Никитин, Анатолий Рябцев, Вениамин Дроздов, Виктор Гвоздков, Виктор Горбунов, Виктор Дудаков, Виктор Пугачев, Виктор Сташинский, Виля Пирожков, Владимир Елиферов, Владимир Герасимов, Владимир Гриневич, Владимир Карнатовский, Владимир Кузовщиков, Владимир Ромашин, Георгий Рахмалевич, Дмитрий Кабанов, Иван Карнатовский, Иван Комиссаров, Иван Коробкин, Иван Петрович Павлов, Иван Сердюк, Иван Филатов, Иван Яковлев, Игорь Якубов, Кубок СССР по городошному спорту, Михаил Сорокин, Михаил Туманов, Михаил Щукин, Николай Боев, Николай Дураков, Николай Иванов, Николай Карнатовский, Николай Малафеев, Николай Малофеев, Николай Раевский, Николай Фурс, Олег Бура, Павел Демичев, Павел Хаванский, Петр Строков, Семен Громов, Сергей Семенов, Сергей Филиппов, Спартакиада народов РСФСР, Станислав Харитонов, Тимофей Кузнецов, Федор Журавлев, Чемпионат СССР по городошному спорту, Юрий Дьяконов, Юрий Карнаухов, Яков Видясов, бита для городков, бросок городки, всесоюзная секция городошного спорта, городошная тактика, городошный юмор, инвентарь для городошного спорта, командное первенство СССР по городошному спорту, лапта, мастер спорта СССР по городошному спорту, осаливание, первенство Москвы по городошному спорту, первенство СССР по городошному спорту, секция городошников автомобильного завода Лихачева, федерация городошного спорта СССР, чемпионат РСФСР по городошному спорту, чемпионат РСФСР по лапте, чемпионат России по лапте

Городки игра